Тысячелетия духовного мира адыгов (черкесов)

Битва при Кадеше хаттов и войск фараона Рамзеса II (1290 - 1221 гг. до н.э)

Некоторые аспекты этнической истории адыгов (черкесов)

В истории многих ныне живущих и давно исчезнувших народов в их развитии были периоды взлета и падений. Собственно говоря, любой этнос проходит в своей многовековой истории три стадии: становление, развитие и закат. Такова логика любого явления, в том числе - истории рода человеческого. Каждый народ на протяжении своего жизненного пути также оставляет потомкам определенный след как в материальной, так и в духовной культуре.
При этом следует отметить, что все народы не в одинаковой степени делают вклад в эту общечеловеческую копилку. И чем дольше этнос существует во временном пространстве, тем больше он имеет возможности проявить весь свой талант. Особенно это было важно в доисторические времена, когда эпохи менялись медленнее, сама жизнь шла не такими темпами, какими сейчас меняется жизнь современной цивилизации. Другими словами, в далеком прошлом познание мира природы и мира самого человека шло более медленно, чем сейчас.
Если раньше на одно гениальное открытие тайны природы и человека уходили столетия, то сейчас такие открытия делают за десятилетия, а то и за более короткий период времени.
В этом плане любопытно будет, на наш взгляд, оглянуться назад к некоторым эпизодам истории адыгов (черкесов), чей возраст исчисляется тысячелетиями.
Адыги - общее название современных кабардинцев, адыгейцев (абадзехов, бжедугов, темиргоевцев, хатукаевцев, жанеевцев и др.) и черкесов. Все они имеют единое происхождение, общую традиционную культуру и близкородственные языковые связи. Самоназвание адыгэ является синонимом этнонима черкесы. По мнению многих ученых, это название восходит к слову керкет - древних предков адыгов. Название адыги и черкесы употребляются как равнозначные этнонимы всех современных адыгов. Исключение составляло использование название черкесы в узком, вторичном значении - применительно к адыгам, проживающим в Карачаево-Черкесской Республике. Употребление термина черкесы в последнем значении - изобретение большевиков.
Адыги (черкесы) находятся в тесных генетических связях с убыхами (их язык уже мертвый - К. У.), абхазами и абазинами.
По оценке специалистов, в Турции проживают более 7 млн. черкесов. Численность адыгов (черкесов), проживающих на своей исторической родине в Российской Федерации, составляет чуть более 700 тыс. человек.
Они компактно проживают в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Адыгея. Адыги также проживают в Ставропольском, Краснодарском краях, в Северной Осетии (Алании), Москве, Санкт-Петербурге...
Черкесов немало в Сирии, Иордании, Египте, Ливии, Ливане, Германии, США, Израиле и других странах.
Говоря о возрасте нашего этноса, в 1854 году лондонский «Иллюстрированный журнал Глисона» писал, что «Черкесы - один из наиболее древних народов мира. Их история столь продолжительна, что, за исключением Китая, Египта и Персии, история любой другой страны не более, чем рассказ о вчерашнем дне…Черкесы интересны ещё и тем, что представляют собой единственный народ на поверхности земного шара, который столь далеко в прошлое может проследить независимую национальную историю. Они не многочисленны, но их регион столь важен, а их характер столь поразителен, что черкесы хорошо известны древним цивилизациям. Упоминания о них в обилии встречаются у Геродота, Веррия Флакка, Помпония Мелы, Страбона, Плутарха и других великих писателей.
Их предания, легенды, эпос представляют собой героическое повествование о свободе, которую они сохраняют по меньшей мере в течение последних 2300 лет перед лицом самых могущественных в человеческой памяти правителей».
Теперь приведём некоторые примеры о вкладе адыгского(черкесского) народа и их предков в общечеловеческую культуру.
Ученые отмечают, что еще с IV-III тысячелетий до нашей эры Северный Кавказ являлся северной периферией древневосточной цивилизации.
На огромном пространстве от Малой Азии до Северного Кавказа, восточного и южного побережья Черного моря в то далекое время проживали близкородственные племена - древнейшие предки абхазо-адыгов .
Ими были в Малой Азии хатты и каски, на Северном Кавказе синдо-меотские племена (тореты, псессы, керкеты, дандарии, фатеи, синды, зихи и др.). Позже из них сложились адыгские племена и близкородственные им убыхи, абхазы, абазины. Они все составляли единую группу племен, имевших общее наименование, общий язык, общую культуру. Поэтому их историю и культуру в древности необходимо рассматривать вместе. Они вошли в историю многими гениальными открытиями как в материальной, так и в духовной культуре. Например, хатты впервые получили железо из руды, которое совершило настоящую революцию в истории человеческой цивилизации. Они также впервые начали использовать военную колесницу со спицами (колесницы других народов были с плоскими колесами, что значительно делало их тяжелыми - К. У.). Более того, хатты также передвинули ось колесницы с ее конца на середину, что значительно облегчило нагрузку на лошадей. Хатты первыми использовали колесницы с тремя воинами, а у других народов в колесницах были только по два человека. Древнегреческие правители посылали своих родственников в страну Хатти, чтобы они там научились управлять колесницами. Хатты внесли большой вклад в обучение и использование лошадей во время военных действий.
Они одними из первых использовали партизанский метод войны. Хатты и каски были также одними из первых, которые начали строить различные оборонительные сооружения и использовать всевозможные приемы наступательных операций и взятия крепостей противников. По утверждению норвежского путешественника Тура Хейердала, хатты были первыми мореходами в мире.
Они были одними из первых народов, которые перешли к оседлому земледелию (VI - V тысячелетия до н.э), к скотоводству и гончарному производству. Задолго до открытия официальной медициной вакцины от оспы и бешенства адыги умели лечить эти распространенные в прошлом болезни.
Предки адыгов сделали значительный вклад в земледелие и скотоводство: они вывели несколько сортов сельскохозяйственных культур и пород домашних животных. Ими выращены шесть сортов проса, некоторые из которых выдерживали низкие температуры. М.А. Меретуков указывает на 9 сортов проса, которые были выведены адыгами. Черкесы вывели по 8 сортов яблок и груш, которые отличались высокими вкусовыми качествами. Широко было развито у наших предков террасное земледелие. На протяжении своей многовековой истории они вывели несколько пород лошадей (адыгэш), знаменитую породу овец (адыгэ мэл). Правда, по вине наших современных ученых и чиновников, их присвоили себе другие. Наши предки также вывели в свое время особую породу медоносных пчел (адыгэбжьэ). Были даже у них свои породы коз (адыгэ бжэн) и коров (адыгэ жэм), которые были приспособлены к местным условиям. А что касается породы собак, под названием «самыр», которая часто встречается в адыгском (черкесском) нартском эпосе, наряду с орлом - это тоже «изобретение» наших далеких предков.
Адыги также вошли в историю своими военными доспехами, конской сбруей, формой верхней одежды и др. Например, «адыгэ уанэ» (адыгское седло), «адыгэ афэджанэ» (адыгская кольчуга), «адыгэ фащэ» (адыгская форма одежды), «адыгэ щIакIуэ» (адыгская бурка), «адыгэ цей» (адыгская черкеска). Многие из них были заимствованы не только всеми горцами Кавказа, но и казаками, русскими офицерами. Даже русские цари носили черкеску. По признанию многих авторитетных специалистов, черкесская кавалерия была самой сильной в мире. Мировому сообществу известен вклад черкесских мамлюков в развитии науки, архитектуры, экономики, военного дела Египта. Они правили этой страной около 140 лет. Доблестная кавалерия черкесских мамлюков наводила ужас на неприятеля. Сам Наполеон высоко оценил их смелость и отвагу.
Многие адыго-абхазские слова перешли в языки разных народов. Например, «псэ» - душа (греческое - «псюхе» - душа), Тхьэ - бог (греческое - theos - бог, древнесемитское - anatha - богиня Мать и т.д). Адыгское слово «Тхьэ» лежит в основе названия бога многих древних народов, начиная от египтян до индусов.
Гениальным творением наших предков является знаменитый Нартский эпос. Многие его сюжеты и персонажи, обычаи и традиции адыгов переняты другими народами, в том числе древними греками. Весь мир перенял такие слова адыгов, как «тхамадэ», «черкеска», название некоторых видов клинкового оружия («сэшхуэ» - шашка, «нарзан» - нарт санэ) и др. Можно предположить, что в основу международной дипломатии легли принципы гостеприимства наших далеких предков.
Одним их гениальных творений нашего народа является знаменитый адыгский этикет (адыгэ хабзэ). Он был у нас сводом неписанных законов. Если бусидо было у японцев «путем воина», то у черкесов «адыгэ хабзэ» было «путем проявления себя»  - от ребенка до престарелого старика во всех жизненных ситуациях.
Адыгэ хабзэ для настоящего адыга - это его духовная вселенная, его философия. Адыгэ хабзэ - это образ жизни и образ мышления адыга… Можно надеяться, что придет время, когда исследуют этот феномен в полном его объеме. Этот список можно было бы продолжить. Любой народ имеет право на прошлое, в том числе и мы, чтобы молодежь гордилась этими достижениями наших далеких предков, были достойными продолжателями их великих дел.
Нас не может не беспокоить то положение, в котором оказались адыги как этнос. Многое в нашей неповторимой культуре мы потеряли навсегда. На это были свои объективные, и не в меньшей степени - субъективные причины.
Прежде всего, необходимо отметить, что Кавказская война унесла из жизни лучших представителей нашей культуры. Самое дееспособное население нашего народа погибло на войне, либо изгнано в Османскую империю, а затем они расселились по всему миру. Вследствие чего более 90% всех ныне живущих черкесов оказалась за пределами своей исторической родины - Кавказа.
Как полагают ученые, предки современного человека-кроманьонца впервые появились в восточной Африке. Древнейшие люди покинули ее через Аравийский полуостров, Ливан, Восточную Анатолию и расселились на Кавказе и по всей Евразии. Процесс ее заселения проходил несколькими волнами. Этот путь был длинным и трудным.  
В эпоху среднего (80-35 тыс. лет т.н.) и позднего палеолита (35-30 до 12-10 тыс. лет т.н.) происходил процесс массового заселения древнейшими людьми Северного Кавказа. Таким образом, полуостров Малая Азия и Кавказ были не только местом обитания различных племен и народов с древнейших времен, но они были теми регионами, через которые шли многочисленные племена, расселившиеся по всей Евразии.
Еще в первой половине ХХ века многие ведущие кавказоведы нашей страны доказывали на основе палеонтологических находок, что на Кавказе жизнь человека зародилась в самой глубокой древности, что отдельные регионы Закавказья даже входили в зону, где протекал процесс очеловечения особо развитых обезьян. Следы деятельности древних людей были открыты во многих районах Кавказа, в том числе и на его северной части. Памятники материальной культуры всех трех этапов палеолита были открыты во многих регионах Северного Кавказа. Одним из таких ярких памятников археологической культуры является Ильская стоянка, которая относится ко времени переходному от среднего к верхнему палеолиту.
Именно в этот период человек в суровой борьбе с природой научился добывать огонь .
В эпоху позднего палеолита в основном завершился процесс формирования человека современного типа - неоантропа. Об этом свидетельствуют те многочисленные памятники материальной культуры, которые обнаружены в различных регионах Северного Кавказа . Здесь следует отметить, что неандертальцы Европы и homo sapiens - кроманьонцы, предки которых вышли из Африки, встретились друг с другом около 100 тысяч лет тому назад. Они не просто жили по соседству, но и вступали в близкие отношения. Об этом свидетельствуют данные ДНК. Дело в том, что в генах современных евразийцев обнаружен неандертальский след: от 1% до 4% их генов. Последние проживали в Евразии 30-24 тыс. лет тому назад. В процессе эволюции неандертальцы вымерли, а потомки кроманьонцев живут и поныне, но «со следами» неандертальцев .
Кавказ сыграл в глубокой древности огромную роль не только в расселении народов по планете Земля, но и определяющую роль в формировании индоевропейцев. Недаром последних еще называют кавказской расой, т.е. всех людей белой расы называют кавказской. Вообще, впервые термин «кавказская раса» был введен в научный оборот в 1795 г. немецким антропологом, профессором Иоганном Фридрихом Блюменбахом. Некоторые ученые утверждают, что он его позаимствовал у другого немца Кристофера Мейнерса, который издал в 1785 году работу: «Схема истории человечества».
И. Ф. Блюменбах в своей работе «О природной разновидности человечества» отмечал, что «кавказский регион производит самую красивую расу людей». По его мнению, все европейцы и народы Азии происходят с Кавказа и, соответственно, являются результатом пигментных трансформаций исходной белой кавказской расы.
Г. В. Ф. Гегель называл всех европейцев «кавказской расой». Он писал: «Только в кавказской расе дух приходит к абсолютному единству с самим собой. Только здесь дух вступает в полную противоположность с условиями природного существования, постигает себя в своей абсолютной самостоятельности, вырывая из постоянного колебания туда и сюда, от одной крайности к другой, достигает самоопределения, саморазвития и тем самым осуществляет всемирную историю. Монголы отличаются по своему характеру бурной деятельностью, стремящейся только к проявлению вовне, которая действует только разрушающе, но ничего не создает, не приводит ни к какому прогрессу во всемирной истории. Прогресс осуществляется только благодаря кавказской расе».
Такие отрасли научной мысли, как генетика, лингвистика и другие, свидетельствуют о том, что в доисторический период, после распада праязыков примерно в XV-XII тыс. лет до н.э. образовываются языки индоевропейцев - славян, англичан, греков, итальянцев и других. К моменту их создания они были очень близки, если не идентичны языку, на котором говорят сейчас адыги (черкесы), абазины. Этого мнения придерживается и профессор Джон Коларуссо (Канада).
При этом следует отметить, что больше всего индоевропейских генов сохранилось в чистом виде у адыгов (черкесов).
К этому выводу пришли ученые из Канады и США, после проведения ими соответствующих анализов на уровне ДНК.
Например, они обнаружили необычайно высокую концентрацию специфической Y-хромосомы (ген, передающихся только по мужской линии), характерной для людей, говорящих на индоевропейских языках на Северо-Западном Кавказе, а именно у адыгов (черкесов).
Такие же открытия были сделаны при изучении ген, передающих только по женской линии, т.е. больше всего ген индоевропейцев было обнаружено у адыгов (черкесов) .
Сохранение такого высокого уровня ген индоевропейских народов у адыго-черкесов не случайное явление. Как было отмечено, Кавказ был долгие годы не только местом передвижения народов, он также был одним из центров становления человеческой цивилизации.
Недаром в Библии и Коране сказано, что после Всемирного потопа ковчег Ноя причалил к горам Кавказа и оттуда пошло расселение людей и животных по всему миру.
Таким образом, наука неопровержимо доказывает, что на Кавказе люди проживали с древнейших времен. И сохранение в более чистом виде ген индоевропейцев у многих автохтонных народов Кавказа, в первую очередь у адыгов (черкесов), закономерно. Они, занимая самые важные в стратегическом отношении и плодородные земли Северного Кавказа, долгие годы жили, не смешиваясь с другими народами, которые приходили в этот край в различные исторические эпохи и сумели сохранить в более чистом виде свои гены.
На Северном Кавказе в настоящее время проживает немало народов, численность которых не превышает миллиона людей, но предки которых жили здесь с доисторических времен.
Вообще, слово «Кавказ» связывают с одним из древнейших предков адыго - абхазов - «каз-каз» (касков, кашков), которые жили в Понтийских горах и на южном берегу Черного моря.
Таким образом, этимология слова «Кавказ» имеет давнюю историю и она непосредственно связана с предками абхазо-адыгов - касками, кашками. Последние, в свою очередь, имели генетическое родство с касситами, которые правили Вавилоном 500 лет - с 1600 по 1100-е гг. до н.э. Они, заняв юго-западный берег Каспийского моря, которому они дали своё имя, сами назвали себя каспами - жителями страны Каспиана. Границы их территории простирались до Главного Кавказского хребта, вплоть до горы, получившей название Каспий (нынешний Казбек).
Каспы и каски положили начало некоторым древним названиям гор, рек, морей, городов и племён. Генетическое родство предков адыгов с касситами, их тесное и продолжительное взаимодействие лежит в основе множества древних - античных и средневековых названий северо-восточной ветви адыгских племён: кизы, кисы, касы, каскуны, касконы, камаки, касахи, касоты, джаркасы, черкесы. Учёные отмечали, что язык касситов и касков был одним из древних кавказских языков и неслучайно морфема «кас» входит в состав целого ряда тононимов и этнонимов на Кавказе, Малой и Центральной Азии: Кавказ, Каспийское море, древнее название хаттского города Куссара, город Кас - название Древнего Хорезма, современный этноним Казах, название Касхов или Касатов, т.е. адыгов.
Поэтому Северо-Кавказская область, населённая адыгами, была известна под названием Касахия (Камахия, Кесек, Касы) по названию её жителей - Касов, Касаков, Кашаков, Касогов, и само название Каспийско-Черноморского горного перешейка - Кафкас, что означает буквально «Гора Касов» или «Касские (черкесские) горы».
Впервые слово «Кавказ» встречается в письменных источниках у древнегреческого драматурга Эсхила в его трагедии «Прикованный Прометей». Это слово перешло от греков к римлянам, а затем ко всем европейским народам. По другим версиям, слово «Кавказ» происходит от санскритского (древнеиндийский язык - К. У.) «каз» - блестеть.
Небезынтересным является объяснение слова «Кавказ», которое дал ученый из Майкопа Аскер Гадагатль. Он связывал этимологию этого слова со словом «Одиссея», утверждая, что Кавказ имеет более древнее название «Одисс» (Iуэдыш - Одыщ). Слово «Одисс» Одыщ - двухсложное исконно адыгское слово, первый компонент которого «О» - Iуэ, Iуащхьэ означает «высота», «гора», «курган», «Iуащхьэмахуэ». Второй компонент «дисс» (дыщэ) - «золотая». Исходя из этого, адыгское слово «Iуэдыщэ» - одыщ на современном адыгском языке означает «гора золотая». А. М. Гадагатль отмечает, что «Одыщ» в греческой транскрипции, возможно, воспринято как «Одисс». Таким образом, по его мнению, слово «Одиссея» происходит от древнеадыгского «Одисс» (одыщ).

(КъыкIэлъыкIуэнущ).

Хаттские воины.


Хаттская колесница с хаттскими воинами.


Египетская фараонша, хаттская царевна Нааптера - супруга Рамзеса Второго.

Кашиф Унежев - доктор философских, кандидат исторических наук, академик АМАН, заслуженный деятель науки КБР
Поделиться: