Тысячелетия духовного мира адыгов (черкесов)

(ПэщIэдзэр дыгъэгъазэм и 25-м 2020 гъэм итщ).

В тех географических пространствах, которые являлись местом передвижения различных народов, всегда происходил интенсивный диалог их культур. Такими регионами были Малая Азия и Кавказ. Многие их обитатели имели одинаковые корни и были связаны генетически. Ими были хатты, каски Малой Азии и синдо-меотские племена, которые проживали на Северном Кавказе. Свидетельством этому являются самые разнообразные данные археологии, лингвистики, этнологии и мн.др. Все эти племена были предками адыго-абхазов.
Прежде чем проследить те глубокие процессы, которые произошли в этнической истории древних предков адыго-абхазов, проживавших в районах Малой Азии и Кавказа, необходимо, на наш взгляд, показать, как произошло обособление основных праязыков еще в глубокой древности. Лингвисты предполагают, что обособление праязыков произошло на Ближнем Востоке примерно в XV - XII тысячелетиях до н.э. Именно в этот период три таких обособленных праязыка - сино-кавказский, ностартический и афразийский - разделились на три зоны: восточную, западную и северную. Именно западные сино-кавказцы были предками бурушасков, басков и хатто-хурритов.
В IX - VIII тысячелетиях до н.э. предки басков мигрировали в Западную Европу через ее центральную часть. Протобаски жили в регионах, где сейчас находятся Испания, Франция, Италия и Британия. Здесь они жили совместно с палеолитическими обитателями этого региона. Часть сино - кавказцев в VII тысячелетии до н.э. эмигрировала в Китай, Тибет, а оттуда в VI- V тысячелетии кеты заселили бассейн Енисея. В этот же период атабаски обосновались на Аляске и в Канаде, хопи и новахо заселили Калифорнию. Следует здесь отметить, что этим миграция сино-кавказцев не ограничилась. Часть из них в VII тысячелетии до н.э. заняла Среднюю Азию, а оттуда мигрировала в сторону Индии. В частности, в Кашмире обосновались бурушаски, в Центральной Индии - нахали, а в Гималаях - кусунда.
Оставшиеся в Малой Азии сино-кавказцы разделились в VI тысячелетии до н.э. на хатто-ашуйскую и хуррито-урартскую группы. Хатто-ашуйцы изначально жили в северной части Малой Азии и на востоке Балканского полуострова. Ученые зафиксировали на Днепре топонимы северо - кавказского происхождения. Носители прозападнокавказского языка проникли в IV - II тысячелетии до н.э. на Балканы через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму. Об этом говорят те многочисленные параллели, которые имеются в археологии Западного Кавказа.
На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы впоследствии смешались с индо-европейскими племенами. Они антропологически были понтийцами, носителями фракийского языка с адыго-абхазскими элементами.
В дальнейшем одна из ветвей хатто-ашуйцев участвовала в формировании нижнедунайского и византийского типов понтийской ветви, которая расселилась вокруг Черного моря. Хатто-хурритская семья языков Малой Азии в IV тысячелетии до н.э. разделилась на хаттскую (современные адыго-абхазы) и хурритскую (современные нахско-дагестанскую) группы. До середины II тысячелетия до н.э. адыги, убыхи, абхазы (абазины) составляли единую группу племен, которые имели единое наименование с единым языком, единой культурой, традициями, обычаями. Но в последующем они разделились на самостоятельные племена. Еще пять тысяч лет назад они занимали обширную территорию, которая охватывала центральные и западные части Северного Кавказа – самые плодородные земли с богатой флорой и фауной, всё восточное и южное побережье Черного моря, с такими же благоприятными условиями, а также значительную часть Малой Азии.
В этногенезе адыгов (черкесов), в его этнической истории, т.е. в их исторической эволюции, хатты и каски Малой Азии и синдо-меотские племена Северного Кавказа сыграли главную и определяющую роль. Хатты, каски и синдо-меотские племена были не только родственными племенами, но и поддерживали между собой тесные экономические и культурные отношения. Не исключены случаи их миграции с юга на север и наоборот. К такому выводу пришли в различные годы многие авторитетные кавказоведы. Западный и Центральный Кавказ и прилегающие области Восточной Анатолии с древнейших времен населяли родственные племена. Но это не мешало в те или иные периоды продвижения с юга на север племенных массивов хаттов и касков.
Этот миграционный процесс мог произойти не в эпоху бронзы, а гораздо раньше, в конце каменного века. В этот период образовалась обширная восточно-причерноморская этнокультурная область, лежавшая в основе хатто-абхазо-адыгского древнего единства.
Учёные предполагают, что культурно-языковая общность абхазо-адыгов, хаттов и касков сложилась ещё раньше бронзового века - до последнего глобального потепления и таяния ледников, т.е. около 10 - 8 тысяч лет назад.
Акватория Чёрного моря тогда занимала меньшую территорию и общение родственных племён Малой Азии и Кавказа было более доступным и свободным. В конечном итоге, в результате изменения природно-климатических условий, этно-демографической и политической ситуации в регионе разделили прота-абхазо-адыгский или хаттский массив.
Примерно в III тысячелетии до н.э. сформировались три субкультуры: хатто-анатолиийская (прота-хеттская) - в Малой Азии, хатто-прота-абхазская - на юго-восточном побережье Черного моря и хатто-прота-черкесская - на Западном и Северном Кавказе.
Генетическое родство с хаттами, касками и синдо-меотскими племенами имеют киммерийцы, язык и культура которых во многом совпадают с первыми. На рубеже II - I тысячелетия до н.э. киммерийцы выступили связующим звеном между населением Кавказа и Юго-Восточной Европой. Они образовались в результате смещения переселившихся на Северный Кавказ скотоводов и земледельцев Северного Причерноморья с местным населением.
Таким образом, киммерийцы были протамеотскими племенами, испытавшими на себе влияние иранцев . Об этом говорит близость их культуры с кобанской культурой Центрального Кавказа, создателями и носителями которой были предки абхазо-адыгов.
Л. Я. Люлье отмечал, что в период раннего средневековья потомки киммеро-меотских племен вошли в состав Черкесии под названием кIэмгуий - кемгуй или темиргоевцев. Затем князь Болеток (Болатоко - К.У.) разделил владение кемгуев на три удела: собственно Темиргой, Хатукай и Хетак .
Хатты и каски не только поддерживали тесные экономические, культурные контакты со своими родственными племенами на Северном Кавказе, но их отдельные группы, продвигаясь на Северо-Восток, включались в состав индо-европейских племен. Они, в частности, обосновались среди германских племен и среди них, не случайно, были хатты и хаттуарии как племя. Слово «хаттуарии» буквально означает «арийские хатты» или «хатто-арийцы».
По утверждению ученых, обоснование хаттов среди германских племен произошло в III тыс. до н.э.
Примечательно и то, что предки адыгов (черкесов) мигрировали вместе с арийцами в сторону Индии.
Об этом говорят предания адыгов (черкесов), в которых говорится, что они уходили в восточные края, в т.ч. в Индию - ИндыпакIэ и возвратились обратно, обогащенные новыми знаниями и опытом. Как было сказано выше сино-кавказцы примерно с VII тысячелетия до н.э. обосновались в Центральной Индии, в Кашмире и Гималаях. Интересно и то, что в процессе - миграции древних предков адыгов (черкесов) на Дальний Восток, они с собой несли многие элементы своей культуры, в частности мифологии, эпоса, религии. Следы культурного диалога между племенами Индии и адыгами сохранились у обоих социумов. Например, в адыгском языке сохранилось много слов, связанных с Индией: Индыл – название реки Волга, Индар (Идар) - имя, Индароко - кабардинская фамилия, Индыш - название притока Кубани в ее верхнем течении, Синдо- меотское племя, Сантыкъ – кабардинская фамилия, Сындыкъ – кабардинская фамилия и т.д.
В индийских сказаниях есть легенда о сбрасывании стариков со скалы. Как известно, такая легенда есть и у адыгов. Кстати сказать, она перешла от индусов и к японцам. Она у последних называется «Убасуте» или «Оясуте» - дословно «отказ от старухи». А что касается имени основателя буддизма, то мы здесь находим следы религии адыгов.
Будда при рождении получил имя Сиддхаттха Гаутама, или Сиддхартха Гаутама, или по другой версии Сарвартха Сиддха, что означает «тот, кто добился своей цели». Во всех трех этих произношениях присутствует «Тхьэ», то есть, по адыгски «Бог». Мы полагаем, что это не случайно. Адыгское слово «Бог» перешло в другие языки мира.

Раскопки древнего города Хаттушаш.

На главном фото: Столица Хаттского царства Хаттушаш.

 

Кашиф Унежев - доктор философских, кандидат исторических наук, академик АМАН, заслуженный деятель науки КБР.
Поделиться: