Тысячелетия духовного мира адыгов (черкесов)

Ворота в столицу Хаттии.

(КIэухыр. ПэщIэдзэр 2020 гъэм дыгъэгъазэм и 25-м, 2021 гъэм щIышылэм и 20-хэм итщ).

С полной уверенностью теперь можно утверждать, что благодаря глубоким научным исследованиям крупных специалистов доказано принадлежность хаттов и касков к кавказской и, прежде всего, к абхазо-адыгской культурно-языковой общности. Это положение уже закреплено во многих фундаментальных изданиях по истории Древнего мира. В частности, в вузовском учебнике «Истории Древнего мира», выпущенном еще в 1979 г. сказано, что древнейшим этническим субстратом, на основе которого сложился хеттский народ, были «хатты или протохетты, говорившие на языке абхазо-адыгской группы, и по всем данным, тесно связанные с Кавказом». Такие крупные специалисты, как Б. Грозный, И.М. Дунаевская, И.М. Дьяконов Г.А. Меликишвили В.Вс. Иванов, В.Г. Ардзинба, Р.Ж. Бетрозов, Ш.Д. Инал-Ипа, Г.Г. Георгадзе , Т.В. Гамкрелидзе, А.С. Касьян и другие, исследовав различные аспекты этой проблемы, неопровержимо доказали генетическое родство хаттов, касков и абхазо-адыгов.
 Таким образом, на Северном Кавказе проживали синдо-меотские племена - одни из древнейших предков адыго-абхазов (тореты, керкеты, псессы, досхи, дандарии, зихи и другие), а в Малой Азии другие предки адыго-абхазов - хатты и каски.
Как сказано выше, в III-II тысячелетиях до н.э. последние достигли значительных успехов в экономике, политической жизни и культуре, особенно в металлообработке. Подтверждением этого является тот факт, что хатты впервые получили из руды железо, которое, как известно, совершило настоящую революцию в технологии и экономике всего человечества.
Уже в III тысячелетии хатты были на стадии сложения ранней государственности с крупными городами. В этот период военных вождей хаттов называли царями. Например, в документах, относящихся к 2236 - 2200 гг. до н.э., упоминается царь Хаттии по имени Памба, имя которого сравнивают с современными абхазскими именами Памба и Пемба .
В III-II тысячелетии до н.э. образовались на Востоке Малой Азии города-государства хаттов: Пурусханда, Амкува, Куссара, Хаттуса, Каншас, Аниту. Во II-I тысячелетии до н.э. эти города-государства  захватили индоевропейские племена анатолийской группы - неситы, лувийцы, палийцы, которые создали единое государство.  По утверждению одних учёных, неситы и др. пришли с Балкан, а другие полагают, что проникли в Малую Азию через Кавказ с Юго-Востока. Захватчики постепенно проникли в среду хатто-хурритов Малой Азии.
Отметим одно обстоятельство по поводу понятий «хатты» и «хетты». Дело в том, что пришельцы, расселившиеся с конца III тысячелетия до н.э. среди хаттов, в XIX веке ошибочно назвали «хеттами». Когда в начале XX в. эта ошибка обнаружилась, было поздно, потому что слово «хетты» прочно закрепилось за неситами. В нескольких местах Библии упоминаются хетты. В частности, в Ветхом завете они фигурируют как одно из племён Палестины, с которыми израильтяне встретились, ступив на землю Обетованную. То есть, хетты уже жили в Палестине, когда сюда пришли израильтяне. В книге Бытия (XV. 19-21) перечисляются следующие племена: кенеи, кенезеи, кедмонеи, хеттеи, хананеи и т.д. О хеттах, как об исконно палестинском племени говорится и в других местах Ветхого завета: Авраам покупает пещеру Махпелу около Хеброна у сынов Хетта (Бытие XXIII). Исав берёт в жёны хеттиянок (Бытие XXVI. 34; XXXVI). Далее сказано, что Ханаан родил Хетта, Иерусалим - незаконный отпрыск Аморрея и хеттиянки. В Библии также указано, где именно в Палестине проживали хетты: «Амалик живёт на южной части земли, хеттеи, иевусеи и аморреи живут на горе, хананеи же живут при ­море и на берегу Иордана». Здесь также говорится о хеттских жёнах Соломона (3-я книга Царств ­XI. I). В Ветхом завете и египетских текстах народ хатты и хетты представлены как один и тот же народ. Сирия была известна ассирийцам как «страна Хаттии» со столицей в Каркемише .
Еще в Библии упоминаются хетты (hittim) - «хетты» или bэne hёt - «сыны Хетта». Слово «bэne» (бын) с кабардинского языка переводится «дети».
Из выше приведенных фактов видно, что хатты проживали не только в Центральной и Северо-Восточной части Малой Азии. Они занимали и территорию Палестины и Месопотамии, то есть были две Хаттии - Верхняя и Нижняя. О двух Хаттах мы узнаем даже из устных преданий предков адыгов. Так, в старинной колыбельной песни «гущэкъу уэрэд» сказано о двух Хаттах:
«Царство двух Хаттов за большим
морем ­виднеется,
Слава о нем далеко простирается.
Свои границы к Египту царство двух ­
Хаттских приблизили,
Рамсес восстал против этого и затеял войну.
Египетский фиргаун (фараон) Рамсес
К царствам двух Хаттов приходит с войском.
После сражений жестоких
Договор мирный заключают».

 Действительно, многочисленные документы свидетельствуют о том, что Хеттское царство, в котором основное население составили хатты, имели теснейшие контакты с Египтом еще с XV века до нашей эры. Народ хетты (хатты- К.У.) со своими многочисленными союзниками сражался против Рамсеса II в знаменитой битве при Кадеше на реке Оронд.
Армии Египта и Хеттского царства встретились у Кадеша в 1286 году до н.э. Египтяне утверждали, что они одержали верх в этом сражении. Но все-таки победа была за хаттами. Позже при растущей угрозе Ассирии, Египет и хатты, которые раньше соперничали и воевали друг с другом,  значительно сблизились. Эти отношения стали такими дружественными, что в 1269 г. до н.э. был заключён между ними знаменитый договор, который гарантировал обеим сторонам мир и безопасность. Более того, через 13 лет этот мирный договор был скреплён браком хаттской принцессы Наптеры с фараоном Рамсесом II.
Во II тысячелетии до н.э. в союз хеттов входили собственно хатты, хурриты, неситы, лувийцы и палайцы. Они переняли множество элементов хат­тс­кой культуры - культов, социальной организации, обрядов, имён, терминов и многое другое. Это все говорит о том, что, во-первых, численность населения хаттов была более значительной по сравнению с остальными, которые входили в хеттский союз народов, и во-вторых, культура хаттов занимала доминирующее положение в хеттской империи.
Хаттские слова «zahhiya» (сражение, воевать), «zahhai» (война, битва) были переняты хеттами. А эти слова свободно переводятся на адыгский язык. Например: «zahhiya» - на «зэхэуэ» «zahhai» - на «зауэ» (стычка, перестрелка) Адыгские слова - «шуххьати» - «распорядитель всадников», «джэгу хьатым», «хьэтиякlуэ» - «распорядитель игрища на адыгских торжествах, и мн. др. перенято хеттами. В адыгском языке, в том числе в фамилиях и именах сохранилось много слов с корнем «хьэт». Все это является лишним доказательством того, что хатты, каски были одними из древнейших предков адыго-абхазов. Именно от хаттов переняли хетты технологию получения железа. Долгое время они держали ее в секрете.
Неситами и другими народами, которые обосновались в Малой Азии, были также заимствованы немало слов хаттского языка. Примеров тому предостаточно. В частности, хаттское название железа - «hapwalki» было перенято хеттами, а от них это слово проникло через хурритов дальше в западно-аккадский, европейский и другие языки. Хаттский бог-кузнец Хасамил стал у хеттов Хасамили. Они также переняли у хаттов титулы придворных жрецов, царя (табарна), царицы - таваннана (сравни адыгское слово «нанэ», «анэ») и другие. Переняты также атрибуты царской власти - особое копье, посох, ритуальный трон, элементы верхней одежды и т. п.

У хаттов были заимствованы принципы взаимоотношений царя со знатью, в том числе дарение им земельных участков царём за несение службы (сравни дарение адыгскими князьями земель своим дворянам (уоркам). И таких примеров много.
После распада Хеттской империи в XII в. до н.э. с Балкан на восток начинают продвигаться фригийцы. Они дошли до Армянского нагорья, осели в верховьях Евфрата. От них произошли армяне. А на южном Причерноморье обосновались протоабхазские и протогрузинские племена, известные впоследствии как «халибы» или «халды». На месте Хаттии появляется новое государство - Фригия. Но в VIII веке до н.э. в Малую Азию приходят племена: с Балкан – траки, с северо-востока - киммерийцы. Они захватили Фригию в 675 г. до н.э. и правили там в течении 20 лет, пока не вторглись скифы в Малую Азию и не разгромили их.
Многие учёные отмечают, что киммерийцы и фраки имеют родственную связь с адыго-абхазами. В частности, киммерийцев отождествляют с одним из адыгских племен - «кемиргой» (кlэмыргуей). Разные народы называли их по-своему: например, греки - «киммериой», ассирийцы - «гиммирай», персы - «гимири», армяне - «гамира» и т.д.
Киммерийцы были древнейшими из известных племён, населявшие Северное Причерноморье.
Они имели много общего в материальной и духовной культуре с племенами кобанской культуры, к которой имеют прямое отношение предки адыгов.
В VII в. до н.э. киммерийцы были вытеснены скифами из Северного Причерноморья и обосновываются на его южном берегу в районе Синопа. Часть из них поселилась в Крыму и стала называться таврами.
Как было отмечено выше, киммерийцы имели родство с фракийцами, синдами, хаттами, касками. В своё время киммерийцы основали свое государство Гамира, на территории, где проживали каски - одни из предков адыго-абхазов. Такие же параллели можно проследить и между адыго-абхазами и фракийцами.
Таким образом, в конце II- начале I тысячелетия до н.э. по всему побережью Черного моря - Анатолия,  Колхида, Северное Причерноморье, Фракия, Крым, Северо–Западный и Центральный Кавказ проживали родственные племена, которые являлись непосредственными предками современных адыго-абхазов. Они были единым этническим массивом, т.е. родственными племенами.
В гомеровское время (в эпоху бронзы), основное население Трои (Илион) составляли фракийцы и иллирийцы. Рядом находилось Хеттское государство, основным населением которого были хатты.Таким образом, они проживали почти по всей территории Малой Азии. Исходя из этого, можно предположить, что в Трое  проживали предки адыго-абхазов, но и они принимали участие в Троянской войне. В союзе с троянцами в борьбе против древних греков-ахейцев, данайцев выступали соседние с Троей государства, в том числе Хеттское царство. У Гомера в поэме «Илиада» мы читаем:

«Много союзников с нами в великой столице
 Приама,
Разный язык у различных племен
многочисленных этих…
Пейрос герой с Акамантом вели
за собою фракийцев….
Войско ликийцев вели Сарпедон с
безбоязненным Главком

Из отдаленной Ликии от водоворотного Ксанфа».
Ближайшими соседями и родственными племенами хаттов были каски или кашки. Они упоминаются в хеттских, ассирийских и урартских источниках на протяжении II - начала I тысячелетий до н.э. Хатты и каски занимали огромную территорию от южного побережья Черного моря от устья реки Галис до западного Закавказья, включая и Колхиду.
Каски оказали заметное влияние на историю Малой Азии. Они состояли из 9-12 близкородственных племён и были очень воинственными. Они не раз совершали военные походы на соседние племена и государства. Касков в ассирийских источниках называли «абешла» или «апейшлайцы». Они совпадают с древним названием абхазов (апсилы - по греческим источникам, апшилы - в древнегрузинских записях), а также с их самоназванием «апсуа». Учёные предполагают, что не позже III тысячелетия до н.э. часть хаттов и касков, в результате складывания классового общества в Малой Азии и активного проникновения на их территорию индоевропейских племен - неситов происходит относительное перенаселение, что создало предпосылки переселения их в сторону юго-восточного побережья Черного моря, включая Западную Грузию, Абхазию и далее на севере до Прикубанья и Центрального Кавказа, где проживали родственные им племена. В этот период на Северном Кавказе эти племена создают яркую и самобытную Майкопскую культуру. Уже во второй половине III тысячелетия до н.э. древние предки адыго-абхазов в восточном направлении расселились до границ современного Дагестана. Одной из причин дальнейшего освоения менее заселённых районов центральной части Северного Кавказа в направлении к востоку являются и противоречия, которые имели место между различными племенными объединениями внутри абхазо-адыгской языковой группы. Особую роль в этом процессе сыграли племена, строившие для своих умерших дольмены. Они не только частично смешались с племенами Майкопской культуры, но и оказывали давление на них. Это ускорило продвижение «майкопцев» на восток, в бассейн р. Терек, где проживали родственные им племена. Сами же строители дольменов тоже продвигались на восток до районов современной Кабарды за племенами Майкопской культуры.
Все это говорит о том, что уже в III тысячелетии до н.э. племена абхазо-адыгской языковой группы занимали огромную территорию начиная от Малой Азии до центральной части Северного Кавказа.
Занимая такую огромную территорию, отдельные племена, которые входили в этот союз родственных племён, с течением времени обособились. Именно с III тысячелетия до н.э., а может и раньше происходит постепенное размежевание абхазо-адыгской единой общности на собственно абхазские, убыхские и адыгские племена. Позже последовал распад древнеадыгского языка на западно-адыгский (адыгейский) и восточный (кабардинский).
 В древней истории адыгов (черкесов) наступает новый этап с образованием Боспорского царства, после крушения Киммерийской империи в районе Причерноморья. Из городов, основанных греками в I тысячелетии до н.э., образовалось Боспорское царство. Его основу составляли фракийцы, киммерийцы, которые являлись родственными с синдо-меотскими племенами - предками адыго-абхазов. Босфор достигает значительных успехов в своем развитии с приходом к власти спартокидов и при них важную роль играют в государстве древние адыги (черкесы).
Уже при Парисаде I основным населением Боспорского царства становятся именно они, т.е. адыги. В середине IV века до н.э. Парисад II правил всеми землями синдов, меотов, торетов, псессов и других адыгских (черкесских) племён. Позже в это царство вошли и ахейцы, нынешние хакучинцы, гениохи и саниги (нынешние жанеевцы). Но некоторые адыгские племена сохраняли свою автономию, например, синды (женджи) и дандарии. Автономия синдов настолько была велика, что они имели собственную монету и проводили самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.
С древнейших времен адыгские племена имели широкие экономические, культурные и политические связи со многими народами, особенно с греками. Но следует отметить, что эти контакты с предками черкесов с протогреками установились еще в период наивысшего рассвета хаттов и касков. Именно с этих далеких времён начался широкомасштабный культурный диалог между греческими племенами и адыгами. Следы такого культурного диалога, который проходил между древними адыгами и греками на протяжении веков остались в мифологии, языке, традициях, обычаях и других сферах жизни этих народов.
Наличие такого множества параллелей в культуре древних греков и адыгов (черкесов) является не случайным явлением.

Хаттская боевая колесница в походе.         Хаттские боевые колесницы отправляются на войну. 

 

    

Герб Хатской державы изображён у входа в столицу царства - Хаттусу.

 

Кашиф Унежев - доктор философских, кандидат исторических наук, академик АМАН, заслуженный деятель науки КБР.
Поделиться: